11 ноября 2019

Как работают турагентства и почему им не всегда стоит доверять

aviasales
aviasales
Поделиться
Поделиться

Путешествовать можно двумя способами. Первый — самостоятельно купить билеты, забронировать отель, проложить маршрут, найти интересные места, купить страховку и полететь. Второй — ничего не делать, отнести деньги в турагентство и полететь на всём готовом. Сразу скажем: мы за самостоятельные путешествия — это интереснее, надёжнее и опыт, опыт!

Для рядового туриста второй вариант проще, но будет ли он дешевле и надёжнее? Иногда да, иногда нет, а в некоторых случаях ваш отпуск вообще может пойти под откос. Мы нашли человека, который долго работал в нууу оооочень крупной туристической компании. Агент Х (назовём его так) поведал нам об уловках турагентств и рассказал, в каких случаях лучше всё сделать самому, чтобы было спокойнее. Текст разбит по схеме «вопрос-ответ».

Здесь и далее материал написан со слов представителя одного из турагентств. Написанное может не совпадать с мнением редакции. А может и совпадать.

Почему люди обращаются в турагентства?

Самая главная причина — лень. Вот есть крупный бизнесмен, у которого много денег и огромное желание слетать на Мальдивы. Будет ли он сам искать номер на Airbnb, выбирать дешёвые билеты, страховку, чтобы сэкономить? Нет — вопрос не упирается в деньги и проще сделать всё быстро через турагентство.

Вторая — незнание. Есть Пал Палыч, который никогда с семьёй не был за границей. Можно организовать тур самостоятельно, но Пал Палыч боится — он никогда не бронировал жильё онлайн и в принципе не знает, что есть нормальная цена за билет. А ещё Пал Палыч не хочет получить от жены, если потратит больше положенного.

Третья — ответственность. Если с клиентом что-то случится за рубежом, в отеле будет не тот вид из окна, а гид окажется недружелюбным — можно не винить себя, это же турагентство виновато! Пусть расхлёбывают!

Четвёртая — языковой барьер. Что? Звонить и разговаривать на английском? Да откуда мне его знать-то, лучше к специально обученным людям обращусь!

Есть ли какие-то трюки и накрутки от турагентств? Почему иногда купить у них дешевле, чем самому?

Начнём с того, что есть туроператоры, а есть турагентства. Всё работает на привычном «купи-продай». Туроператор выкупает номера в отеле или сети отелей (например, в Турции) оптом и распределяет их по аффилированным турагентствам по принципу уличной торговли — есть поставщик, есть сбытчики. Само собой, оптовая цена за номер будет ниже.

Пример: один номер стоит 100 $ за ночь, но если забронировать сразу 300 номеров, цена за единицу получится около 40-50 $. Дальше агентства покупают пакеты, номера, путёвки с накруткой от туроператора: первые купили за 40-50 $, продали агентству за 70 $, агентство клиенту за 90 $ — с виду получается дешевле, ведь для клиента это выглядит, как экономия 10 $/ночь.

Многие клиенты сначала звонят в турагентства, уточняют цену, затем звонят в отель и сверяются. Выходит так: турагентство предлагает клиенту номер за 90 $, клиент хочет дешевле, звонит в отель, а отель предлагает уже за 100 $ по розничной цене. Куда пойдёт клиент — очевидно.

С авиабилетами та же история — они выкупаются оптом и продаются клиентам с накруткой, но цена всё равно будет ниже розницы. Например: агентство просчитывает, что в мае будет бум — клиенты массово захотят летать из Нур-Султана в Нью-Йорк рейсами Air Astana. Дальше специально обученный человек из агентства звонит перевозчику и просит забронировать почти все билеты на этот период. Всё просто: в продаже остаётся мало билетов, их цена резко поднимается — как с валютой.

Клиенту называют цену билета с накруткой от агентства: агентство купило оптом по 200 000 тенге за билет, прикрутило свои 50 000 тенге комиссии — для клиента выходит 250 000 тенге. Логично, что клиент — физическое лицо, и покупать билет самостоятельно он будет по розничной цене. А билетов-то почти нет! 

По итогу клиент звонит перевозчику и ему предлагают раритетные билеты уже за 350 000 тенге. Клиент снова возвращается в агентство — там-то на 100 000 тенге дешевле! Дальше агентство выкупает билеты для клиентов у перевозчика и отменяет массовую бронь (то есть возвращает непроданные билеты, после чего их цена снова падает).

Есть и выгодная для клиента сторона: покупать «горящие» туры куда дешевле через турагентства — это их работа, компания всегда знает, когда будет пиковый сезон и поэтому выкупает все путёвки заранее, а затем собирает из них пакеты (разумеется, по оптовой цене). Очень часто улететь по готовой «горящей путёвке» можно в 3-4 раза дешевле, чем отправиться самостоятельно. В этом случае агентства получают прибыль за счёт количества — ведь путёвки разлетаются, как горячие пирожки.

Booking, Hotels, Yelp, Airbnb — это угроза для классических контор?

Люди всегда учатся новому, становятся самостоятельнее, и когда вы научились находить и оплачивать всё из дома — зачем идти куда-то в офис и с кем-то говорить? Несколько лет назад, когда эти сервисы начали пользоваться спросом на казахстанском рынке — туроператоры забеспокоились. Но и тут можно извернуться — превратить «врага» в способ заработка. 

Половина турагентств бронируют номера для клиентов через Booking и Airbnb, причём клиенту это стоит денег, а турагентству — нет! Работает это так: директор агентства заводит аккаунт на сервисе и начинает массово бронировать номера, при этом слегка добавляя себе в карман. Каждый сервис хочет, чтобы клиент был постоянным — поэтому везде предусмотрены бонусы в виде бесплатных ночей, улучшений и прочего. 

Через личный аккаунт директора каждый месяц бронируются сотни (или тысячи) номеров. Для Booking или Airbnb такой аккаунт — обычный клиент. А клиенту полагаются бонусы за активное использование сервиса! Со слов Агента Х через пару месяцев у такого аккаунта набирается столько бонусов, что можно чуть ли не каждый день бесплатно раздавать двухнедельные туры на Гавайи.

Турагентство формирует отдельное предложение для клиентов, вроде «Горящие туры на остров!», и начинает отправлять всех налево и направо, не потратив ни копейки. С сервисом заранее обговаривается, что полетит не владелец аккаунта, а его друг/знакомый и тому подобное — это не запрещено. Клиент, разумеется, платит по полной программе.

Как часто турагентства навязывают ненужные услуги, чтобы выжать побольше из клиента?

Если вы уже купили тур в агентстве — ненужных услуг почти нет. Страховка нужна по умолчанию — если вы покалечитесь, то спустите на лечение за рубежом все деньги. Не знаете английского — нужен русскоговорящий гид. Плохо ориентируетесь — вас встретят в аэропорту и отвезут в отель. Кстати, если клиент отказывается от страховки, агентство формирует отдельный договор, в котором снимает с себя ответственность за вред здоровью. На счету Агента Х было несколько случаев, когда клиент отказывался от страховки, а потом грозился судами за синяки от пьяных падений.

Более того — состоятельные клиенты сами просят подключить дополнительные платные услуги. В компании Агента Х был случай, когда одна дама решила полететь в Японию и просила максимально полный пакет, сколько бы он ни стоил. Когда клиент богат — его хочется сделать постоянным. Поэтому агентство придумало отдельную программу, нашло нужных русскоговорящих людей, договорилось с отелем на лучший вид из окна, изысканные ужины и дополнительное сопровождение.

Нередко агентства самостоятельно связываются с зарубежными партнёрами и просят предоставить клиенту условия классом выше, чем указано в путевке. Всё это бесплатно для клиента, но платно или по бартеру для агентства. Такое тоже бывает, постоянный клиент — цель любого бизнеса.

Навязать ненужное или нет — зависит от порядочности сотрудника и запросов руководства. Есть сотрудники, которые стремятся выполнить личный план по продажам — так в туре клиента появляются 3 гида вместо одного, пять приёмов пищи вместо трёх и личный водитель там, где можно пройти и пешком. Когда над менеджером стоит слишком требовательное начальство — вопрос о качестве услуг отходит на второй план. На первый выходит цена и количество продаж.

Агент Х уверяет, что обязать клиента (особенно состоятельного) потратить больше — несложно. Был случай, когда агентство продало огромный групповой тур по Таиланду с накруткой в 5000 $, но директор поговорил с клиентами лично, предложил отель с видом на гавань, завтраки в постель, телевизор побольше, балкон пошире и вытянул ещё 10 000 $ сверху. Вроде бы ничего не изменилось, но клиенты почувствовали себя важнее. Чем больше изначальная стоимость тура — тем меньше видно переплаты.

Есть ли риск попасть в неприятности, если купить готовый тур?

Да, но зависит от компании. Вот самые распространенные проблемы, которые встречал Агент Х:

Теперь вы знаете обо всех подводных камнях и преимуществах турагентств. Агент Х со своей стороны советует вам потратить больше времени на подготовку, но спланировать путешествие самостоятельно во всех деталях. Если подойти ответственно — неприятных сюрпризов не будет! Путешествуйте с умом!

Поделиться
Поделиться
Скачай мобильное приложение Aviasales.uz
Более 103 000 оценок