
Чем кормят в самолёте и откуда там берётся еда
Как организовано питание в самолётах, где готовят еду и чем отличаются блюда в экономе и бизнес-классе.
Некоторые пассажиры думают, что стюардессы готовят еду прямо на борту самолёта (нет). Разбираемся, кто и где её готовит на самом деле, чем отличаются блюда в экономе и бизнесе и почему стоит попробовать халяльное или кошерное меню (даже если вы не придерживаетесь религиозных традиций).
Как организовано питание в самолётах?
Авиапитание – это сложная логистическая система, где каждое блюдо проходит несколько этапов: от разработки меню до сервировки на борту. Компании, занимающиеся поставкой еды, работают по строгим стандартам безопасности и качества, а приготовленные блюда подлежат тщательной проверке.
Где готовят еду для полётов?
Еду для авиакомпаний готовят специальные кейтеринговые компании, которые находятся на территории или рядом с аэропортами. Авиакомпании заключают с ними контракты в каждом городе, откуда выполняют рейсы. В Ташкенте, например, крупнейшим оператором бортового питания является Uzbekistan Airways Catering, который обеспечивает едой рейсы Uzbekistan Airways и других перевозчиков.
Такие предприятия готовят еду сразу для нескольких авиакомпаний, но меню и качество питания зависят от конкретного бюджета и стандартов перевозчика. Поэтому у одних на борту можно получить полноценный горячий обед, а у других — только сэндвич и напиток.
Готовые блюда упаковывают в специальные касалетки (контейнеры из фольги), в которых еду разогревают уже в самолёте. Пассажирам бизнес-класса блюда сервируют в фарфоровую посуду ещё на земле, а на борту стюардессы просто раздают их.
После упаковки вся еда загружается на самолёт с небольшим запасом. Поскольку авиакомпании боятся случаев пищевого отравления, скоропортящиеся продукты, такие как свежие морепродукты или мягкие сыры, не используют, чтобы минимизировать риск пищевых отравлений и продлить срок хранения бортового питания. Если вылет задерживается, уже приготовленную еду списывают и заменяют на новую партию.
Можно ли попросить добавку? Если после первой порции вы не наелись, можно вежливо спросить у бортпроводника, не осталось ли дополнительной еды. Если лишние порции есть, вам их дадут бесплатно.
Какая еда бывает на борту?
Помимо стандартного выбора «курица или рыба», у пассажиров есть возможность заказать специальное меню. Большинство авиакомпаний предлагают:
- Вегетарианские блюда (без мяса)
- Веганские блюда (без мяса, молока и яиц)
- Халяльные блюда (соответствуют исламским требованиям)
- Кошерные блюда (приготовленные по еврейским религиозным нормам)
- Детское меню
- Диетическое меню (низкокалорийное, диабетическое и т. д.)
Заказывать специальное питание нужно заранее — минимум за 24-48 часов до вылета. Никаких документов, подтверждающих диету или религию, не требуется. Сделать это можно на сайте авиакомпании в разделе «Управление бронированием».
Кстати, спецменю обычно раздают раньше, чем основное питание, а его порции часто больше старндартных. Некоторые пассажиры утверждают, что такие блюда бывают вкуснее стандартного рациона. Так что если хотите попробовать что-то новое, можно заказать, например, халяльное или кошерное меню.
Бывает, что на рейсе вообще не кормят?
Авиакомпании не обязаны предоставлять еду на всех рейсах. Лоукостеры (например, Wizz Air и Air Arabia) обычно не включают питание в стоимость билета — его можно только купить отдельно.
Если кормить вас не собираются, можно взять еду с собой. Главное — учесть запрет на провоз жидкостей больше 100 мл. Например, суп или смузи не пронесёте, а бутерброды, салаты и орехи — можно. Желательно выбирать еду без сильного запаха, чтобы не мешать соседям.
Уточнить, будет ли еда на вашем рейсе, можно на сайте авиакомпании или у её поддержки.
Чем отличается еда в бизнес-классе
Меню для бизнес-класса разрабатывается отдельно — ингредиенты дороже, а блюда сложнее. Если в экономе редко встретишь что-то сложнее курицы с рисом, то в бизнесе можно попробовать стейк или авторские блюда от известных шефов.
Некоторые авиакомпании сотрудничают с мишленовскими ресторанами. Например, Turkish Airlines привлекает поваров из топовых стамбульских ресторанов, а Singapore Airlines разрабатывала меню совместно с Гордоном Рамзи, а с осени 2024 года – с Моникой Галетти.
Подача еды в бизнес-классе тоже другая: вместо пластиковых контейнеров — фарфоровая посуда и металлические столовые приборы, вместо одноразовых салфеток — тканевые. Влияние на впечатления огромное, особенно на долгих рейсах.