
Как мы поехали в Южную Корею с сыном и чему это нас научило
Уроки, которые я вынесла из этой поездки: про время года, еду, жильё и всё остальное.
Привет, я Гульнар. В марте мы с семьёй — мужем, его мамой и сыном — провели 10 дней в Южной Корее. Таиру тогда исполнилось 1 год и 4 месяца, это было его третье заграничное путешествие, но первое — такое дальнее. Делюсь уроками, которые я вынесла из этой поездки.


Март — не лучшее время для поездки с ребёнком
Билеты мы покупали в декабре, и тогда прогноз погоды был довольно оптимистичный. По факту оказалось, что этот март в Южной Корее был аномально холодный: днём в разные дни было в среднем от +5 до +13 градусов. На солнце было теплее, а в тени — пронизывающий ветер. На третий–четвёртый день у нас начался насморк и в ход пошли перчатки и шарфы. К счастью, никто не температурил, и через день-два нам стало лучше. Так мы поняли, что лучше приезжать в Корею позже. Например, в конце марта или в начале осени, когда туристов немного и погода получше.

Мы не брали лишнего, и это было правильно
Одежда. Три комплекта для малыша, включая: кофты, лонгсливы, колготки, штаны, носки, футболки и две тонкие шапочки, чтобы носить в помещении. Из верхней одежды взяла комбинезон, лёгкую куртку, весеннюю шапку, варежки и две пары обуви.
Прорезиненный полукомбинезон — лучшее решение для такой поездки. Таиру нравилось поваляться на земле, он падал, играл с щебнем и щепками, проливал на себя напитки, но нам было нипочём.
Аптечка и гигиена. Посоветовалась с ChatGPT и положила с собой:
- Лекарство от температуры;
- Средство от расстройства желудка;
- Гель при прорезывании зубов (у Таира прорезались жевательные зубы);
- Заживляющий крем;
- Крем от опрелостей и укусов насекомых;
- Термометр (электронный).
Помимо этого взяла ножницы, средство для купания и подгузники (примерно 25 штук). Это было хорошим решением, потому что в Южной Корее, как оказалось, очень мало детей, и подгузники — не предмет первой необходимости. В аптеках подгузники не продают, я их видела только один раз в большом супермаркете, и это были не подгузники–трусики, а классические, поэтому мы их не купили. На острове Чеджудо, когда наши запасы иссякли, супруг искал подгузники несколько часов и нашёл Huggies (3 штуки в упаковке) за 39 тысяч сум. Пришлось купить три упаковки, чтобы хватило на обратную дорогу.
Игрушки и другие вещи. Взяла любимые игрушки: книгу с машинками и музыкальную лошадку, а ещё пару мелких машинок, которые можно положить в сумочку. Конечно, взяли коляску — у нас Babyzen Yoyo 2 — которую можно пронести на борт как ручную кладь (она как раз для таких поездок и была куплена) и рюкзак Ergobaby. И коляска, и эргорюкзак пригодились. Мы не сомневались в этом до путешествия, и практика только закрепила этот набор как лучший.
Благодаря тому, что вещей было немного, мы смогли путешествовать внутри страны с ручной кладью на троих (в чемодане была одежда мужа, моя и сына).

Квартира удобнее отеля, но есть нюансы
Так как с нами были бабушка и малыш, мы сразу решили, что будем снимать квартиры, а не номера в гостиницах. Я выбирала квартиры на первом этаже либо в доме с лифтом, площадью от 33 квадратных метров, с кухней и двумя изолированными комнатами для нас и бабушки. В среднем за ночь мы платили не более 1,1 млн сум.
Нам действительно было удобно в квартире: сами готовили завтраки, приносили еду из ресторанчиков и ужинали дома, малыш мог побегать, и у каждого было своё пространство. Но в Корее нет центральной системы отопления и в квартирах прохладнее, чем мы привыкли. Например, в нашей алматинской квартире зимой 25–26°C, а там – 20–21°C (по ощущениям). Мы включали отопление, и через часа два становилось теплее, но не настолько, чтобы ходить в футболках. Так, в первой сеульской квартире Таир не снимал кроссовки, и мы его не купали. В Пусане нам очень повезло: квартира была современная и чистая, так что он бегал в подгузнике, на Чеджудо снова было прохладно, а в последней сеульской квартире было как-то средне.


Ещё я старалась выбирать квартиры со стиральными машинами: знала, что детская одежда точно будет быстро пачкаться. Теперь понимаю, что нужно было выбирать квартиры ещё и с сушильной машиной. Одежду Таира и мелочи вроде носков мы могли постирать даже в раковине, но сушились те же носки иногда по два дня. К счастью, в пусанской квартире была сушильная машина, и мы постирали там всю свою одежду и даже рюкзак, который испачкался к середине поездки.
В метро с ребёнком проще, чем на автобусе
В городах мы пользовались только общественным транспортом. Нам очень понравилось передвигаться на метро в Сеуле. Задачкой было только найти лифт для входа в метро. В самом метро было проще, но если лифт был далеко, в спуск или подъём были небольшие, муж поднимал или спускал коляску сам. А бывало и такое, что мы пользовались эскалаторами, хотя это запрещено (не советую).
В автобусах было неудобно — заходить нужно было с передней двери: центральные не открывали, даже если видели, что мы с коляской (или у водителей нет зеркала заднего вида, что навряд ли). Если народу было много, коляску приходилось собирать, потому что для неё не было выделенного места.



Ходить в музеи реально, но не эффективно
В поездке с тоддлером нет времени внимательно изучать экспонаты в музее, смаковать обед или выбирать книгу. Таир всё время куда-то спешил, трогал огнетушители в музеях (они установлены там на полу), лез потрогать экспонаты за стеклом. Поэтому в музеях я по факту бегала за Таиром и следила, чтобы он ничего не опрокинул и не сломал. С этой точки зрения было правильным ходить только в бесплатные музеи, потому что платные билеты бы точно себя не оправдали.
Но при некоторых музеях есть детские зоны или детские экспозиции. Конечно, Таир пока не может оценить второе, но детские площадки — да. Например, в Национальном этнографическом музее Кореи была классная детская зона с натянутой сеткой и цветными ступенями, где мы провели около 20 минут, а малыш вдоволь наигрался.
По поводу туалетов и пеленальных в Корее можно не переживать
Мы много времени проводили в зданиях, потому что на улице было холодно. За всё время у нас не было проблем с туалетами и пеленальными столиками: они есть даже в мужских уборных. В Сеуле мы посетили много музеев и пользовались комнатами матери и ребёнка (или «комнатами для кормления»), в них было удобно: стульчики или мини–диваны, несколько пеленальных столов, в некоторых даже микроволновки. В торговых центрах, где не было (или я просто не увидела) отдельных комнат для детей, в женских туалетах были специальные кабинки с установленными пеленальными столами и мини-унитазами.
По-другому дело обстоит в барах и забегаловках (где-то нужно было взять ключ и идти в туалет соседнего бара, например), но туда мы не ходили с ребёнком.

Корейская еда не для детей
Для меня, бабушки и Таира традиционная кухня оказалась слишком острой. Мы кормили малыша йогуртами, бананами и печеньками (Таир не большой любитель риса), к середине поездки поняли, что ему нравится суп с морепродуктами и мисо.
На фоне сложностей с едой спасало грудное вскармливание (ГВ). Я его специально не завершала, потому что ждала поездку. Это сыграло в обе стороны. С одной, я всегда могла его подкормить. Новые места, городской шум, разница во времени — весь этот стресс пацан запивал молочком. Но с другой стороны, мы вернулись к ночным кормлениям, и в целом днём он очень часто приникал ко мне в общественном транспорте. На меня никто не косился, но я чувствовала себя некомфортно, даже если мы прикрывались шарфом.



Активное путешествие с ребёнком возможно, если вас трое взрослых
В поездке мы проходили по 18 тысяч шагов в день и сменили три локации: Сеул, Пусан, Согвипхо (город на острове Чеджудо). Таир чаще всего бодрствовал: сидел в коляске, бегал, если вокруг было безопасно (в парках и музеях), когда капризничал, мы сажали его в эргорюкзак, а если выходил из себя — брали на руки.

Здорово, что нас было трое. Пока один взрослый отвечает за ребёнка, а второй на подхвате, третий может спокойно погулять. Это также удобно в самолёте, потому что три сгруппированных места в ряду будут ваши. Последние дни в Сеуле, когда мы все устали, свекровь и малыш оставались в квартире на полдня, и это было классно, потому что мы с мужем могли провести время вместе.
Местные любят детей, и это чувствуется во всём
Начать можно с того, что K-ETA оформляется на людей с 17 до 65 лет, то есть дети (в широком смысле) безболезненно могут попасть в страну. В Пусан мы поехали на поезде. Несмотря на то что билет у Таира был бесплатный, к нашему удивлению, у него было отдельное место рядом со мной. Это было очень удобно, потому что мы могли спокойно и не мешая соседям ехать полтора часа.
Мы шутим, что все бабульки Южной Кореи полюбили Таира. Наверное, это другая сторона низкой рождаемости — повсюду внимание к малышу. Не чрезмерное, но ощутимое. В Пусане водитель автобуса угощал Таира печеньем, а татешка-бариста взяла его на руки. На посадке в самолёт из Пусана в Чеджу авиакомпания Jeju air дала нам бесплатную приоритетную посадку. Это не говоря о том, что везде сотрудники аэропорта пропускали нас в очередях (например, на паспортном контроле).

С ребёнком путешествие замедляется, но это даже хорошо
Во время путешествия я часто время вспоминала, как 5–7 лет назад путешествовала по Европе: мы старались выходить из дома до 9 утра, чтобы добраться до главных достопримечательностей и как можно больше успеть за день. С семьёй это, наверное, возможно, но мы выбрали другой путь. Неспеша просыпались к 9 утра, завтракали и выходили в город к 10–11 часам. Посещали пару мест в день и возвращались к 7–8 вечера. У меня не было больших ожиданий от путешествия, и я не собиралась посещать все модные концепт-сторы, кофейни или бары города, что обязательно бы сделала, будь я одна или с подругой. Но путешествие от этого не стало хуже: оно было размеренным, но всё равно по-своему динамичным и насыщенным.
Подольше я бы не осталась — 10 дней активного путешествия выматывают — но точно бы повторила через год или два.